Промышленный альпинизм
на Дальнем Востоке


(423) 200-22-41

ул. Толбухина 2а, оф.23 г. Владивосток

Космодром. Часть III - От лица строителя

Привет друзья. Уже и не вспомнить, сколько раз я откладывал написание этого поста в длинный ящик… Сказать очень много, значит не сказать ничего. Час настал.

О том как мы работаем на космодроме «Восточный» Амурской области.

Я работаю в компании «Промальп ДВ», занимающейся любыми видами работ, выполняемых методами промышленного альпинизма, и проведением обучения на данную специальность новых специалистов. Причем на территории Приморского края это единственная полностью официальная и лицензированная организация в своем сегменте.

Около года назад наша компания получила приглашение на производство работ на космодроме «Восточный», а именно, на техническом комплексе, в зданиях МИККА и МИКРН. (Монтажно-испытательный комплекс Ракетоносителей и Космических аппаратов). Радости нашей не было предела, один из крупнейших современных объектов в Российской федерации! Это дорогого стоит.

В прошлом Нам не раз приходилось участвовать в крупных Дальневосточных проектах, но этот объект сразу метит на «Всероссийский», если не сказать больше…

После недолгого сбора наших и без того не сильно распакованных чемоданов и очередных обещаний любимым, что это в последний раз, наш коллектив дружно сидел в поезде направлявшийся в Амурскую область, г Углегорск. Добраться до необходимого места назначения можно двумя способами: либо доехать до станции Свободный в одноименном городе, от которой предстоит проехать порядка 80 км до космодрома, либо до Станции Ледяная в пос. Глухари, от которой до космодрома всего километров 20. В первый раз мы выгрузились именно на ней.

Поезд на ст. Ледяная стоит всего 2 мин. поэтому десантироваться с полными сумками вещей и снаряжением необходимо как можно скорее. Все на месте, никого не потеряли. Перед нашим взором появилось обыкновенное здание железнодорожной станции.

Поднявшись по бетонным ступенькам и минуя здание станции, мы увидели одинокий магазин, который на правах полного монополиста, нарочито приглашал к себе всех желающих, только прибывших или наоборот собирающихся покинуть поселок Глухари. Около магазина виделась маленькая автобусная остановка грязно желтого цвета, по большей части стоявшая здесь не для проходящих рейсовых автобусов, а для вахтовок забирающих своих работников. Помимо всей этой красоты я заметил еще одну достопримечательность - одиноко стоящую башню, выглядевшую как маяк на фоне угрюмого весеннего неба). Ничего вокруг не говорило о том, что рядом строится КОСМОДРОМ!

Спустя 15 мин за нами приехал автомобиль, и мы двинулись в сторону долгожданного объекта. Дороги ведущие на строительную площадку в то время были сделаны не до конца, поэтому нам приходилось ехать то по разбитым большегрузами гравийным дорогам, то по абсолютно новым асфальтным. Первое, что бросилось в глазапосле 10 минут дороги, это огромных размеров дорожный знак с располагавшимися на нем двумя надписями (Космодром «Восточный» и Углегорск) до сих пор не понимаю зачем он такой огромный)

В сам Углегорск мы не заезжали, город по сей день является закрытым, вход строго по пропускам, да и не было необходимости.

Следующее, что предстояло нам увидеть, это как раз и были те корпуса, на которых нам предстоит трудиться ближайший год.

Немного осмотревшись и поразившись масштабам этой грандиозной стройки мы отправились смотреть место, где нам предстоит жить. Это оказался вахтовый городок, состоящий из 3-х двухэтажных модулей, нескольких отдельно стоящих контейнеров, штаба, столовой, спортзала, спортплощадки и еще нескольких рабочих помещений. Все чисто и удобно расположено. Меня очень порадовало присутствие спортзала и столовой – люблю я это дело. Пройдя мимо двухэтажных модулей, мы остановильсь напротив отдельно стоящих контейнеров, в которых нам и предстояло поселиться. В некоторых из них уже находились люди, как оказалось наши коллеги альпинисты, которые встретили нас и помогли расположиться на новом месте.

Сумки брошены, настало время экскурсии по самому объекту. Для проведения таковой, к моей огромной радости, меня взял к себе «туристом» прекраснейший промышленный альпинист, скалолаз и просто интереснейший человек – Андрей Петров. Поддерживая его уверенный темп я проследовал за ним… Мелькающие сооружения, встречающиеся люди, масса пожатых рук и обменов короткими фразами, понятных только тем, кто в теме… Завораживает, хочу также! Наконец добрались. Перед нами МИКРН. Точнее то, что внутри. Огромных размеров цех, в котором работают сотни людей разных народностей и профессий, шум стоявший от работы, не напрягал, а наоборот, радовал слух своим стремительным движением вперед.

По пути Андрей рассказывал мне о том, чем мыбудем заниматься, а конкретно монтажом потолочных и стеновых панелей в обоих цехах, посвещал в тонкости работы и знакомил с людьми, отвечающими за тот или иной участок работ. Сам же Андрей со своими коллегами занимался монтажом систем вентиляциии и кондицеонирования в цеху МИКРН под потолочным пространством, но об этом чуть позже. Помимо рядовой экскурсии и обсуждения проблемных тем, он посвятил меня и в тему идиотизма, происходившего, как правило, на любых стройках, но, чем больше стройка, тем эпичнее этот самый идиотизм. Вот один пример: сначала - одной организацией была смонтированна лесница, а после - другая организация должна была построить стену справа от этой самой лестницы, но так как лестница мешала монтажу стены, решили не срезать перила, а нарезать фигурных пеноблоков и аккуратненько инкрустировать ее ими. Вот что получилось).

Этот случай навсегда останется в моей памяти.

На следующий день мои ребята в полной боевой готовности приступили к монтажу стеновых панелей на МИККА. Процесс этот выглядит примерно так: два опытных промышленных альпиниста, организовав себе из веревок основную (для подъема, спуска) и страховочную линии, занимают необходимую позицию на вертикальной стене. Подъехавший кран, цепляет снизу сэндвич панель длинной 6 метров, подает ее альпинистам и придерживает пока они не зафиксируют ее в нужном месте.

Сначала все давалось с трудом, новый вид работ и все такое, но спустя несколько дней процесс начал принимать автоматический оборот. Все пошло отлично. Помимо стеновых панелей, как я уже говорил, мы занимались монтажом панелей потолочных. Это происходило уже без помощи крана, в этот раз подъемным механизмом являлась электрическая лебедка, поднимавшая до нужной высоты панели прямо в руки ребятам, которые устанавливали их на нужные места.

 

Но и к этой работе привыкли довольно быстро. Спустя какое-то время, нам посчастливилось заключить договор по монтажу вентиляции и кондиционирования в подпотолочном пространстве цеха МИККА. 4000 кв.м огромного диаметра и размера вентиляционных труб, необходимо было смонтировать и заизолировать противопожарным материалом на высоте около 65 метров. Максимальный диаметр воздуховода 1400мм, минимальный 400мм. Огромная работа была проделана в рамках этого договора, 4 месяца ненормированных рабочих дней, со своими проблемами и неурядицами… Но все-таки мы справились, работу выполнили на отлично!

.Немного о природе Амурской области.

Так как я живу во Владивостоке, Амурские равнины произвели на меня огромное впечатление. Резкие перемены погоды, обусловленные резко-континентальным климатом здешних мест, огненная жара лета и ледяной мороз зимы, основательно разделяют эти времена года.

Потрясающие рассветы и закаты, раскинувшиеся во весь горизонт - уже год не могу перестать ими любоваться. Я стараюсь фотографировать их как можно чаще, что бы хоть на йоту сохранить для себя их величие и красоту…

Осенью в лесу полно грибов, шиповника, орешника, груш. Очень много белок, абсолютно бесстрашных, готовых пробежать между ног не обращая на тебя никакого внимания. Лисы, зайцы и так далее…

Я очень люблю сосновые боры. Возле космодрома их просто не счесть! Могучие, ровные стволы деревьев, как великие стражи, охраняют ровный, застеленный желтыми иголками лес, смотрят за тобой, оберегая от шума и прохладного осеннего ветра…

Но вернемся к работе. Монтаж панелей, швеллеров, воздуховодов, это еще далеко не все чем нам предстояло заняться на космодроме «Восточный».

С наступлением зимы и приходом 40 градусным морозов, мы освоили новый вид работ - обваривание стыков и швов на молниеотводе, находящемся прямо на стартовой площадке космодрома «Восточный». Здесь их два и один из них монтирует организация, с которой мы сотрудничаем. Высота данного молниеотвода в сборе 150м, на такой высоте даже в самую спокойную погоду ветер поднимается очень сильный, а при таких морозах работать становится практически невозможно. Но для наших ребят нет ничего невозможного. Всю зиму, не считая 10 дней новогодних праздников, бесстрашные промышленные альпинисты покоряли молниеотвод, делая его с каждым днем только крепче!

 

Ну, и в завершении, хотелось бы сказать, что Я не представляю, где еще я с мог бы получить такой колоссальнейший жизненный и практический опыт, познакомиться с массой замечательных людей, с которыми с удовольствием продолжу дружить в дальнейшем ещё долгие, долгие годы, приобрёл ценнейших специалистов, и хороших товарищей. Спасибо всем, кто был рядом все это время.

И еще немного космодрома и нашей бригады напоследок:

 
 
 
 
 
 

 

А.Лабухин

Март 2016г.

Космодром "Восточный"